ГОСТ 36-126-35 “Шинопроводы переменного тока на напряжение до 1000В и постоянного тока на напряжение до 1200В”

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

ШИНОПРОВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА НА НАПРЯЖЕНИЕ ДО 1000 В И ПОСТОЯННОГО ТОКА НА НАПРЯЖЕНИЕ ДО 1200 В

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ОСТ 36-126-35

РАЗРАБОТАН ВНИИПроэктэлектромонтажом

Зам.директора по научной работе Р.Н. Карякин

Руководитель темы Н.И. Коротков

Исполнитель Б.В. Потапов

УТВЕРЖДЕН

Заместителем Министра

монтажных и специальных

строительных работ СССР                                                                   24 декабря 1985 г

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

ШИНОПРОВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА НА НАПРЯЖЕНИЕ ДО 1000 В И ПОСТОЯННОГО ТОКА НА НАПРЯЖЕНИЕ ДО 1200 В

Методы испытаний

ОСТ
36-126-85

Введен впервые

Заместителем Министра монтажных и специальных строительных работ СССР 24 декабря 1985 г.

Срок введения установлен с 1 января 1987 г.

Настоящий стандарт устанавливает методы электрических испытаний шинопроводов переменного тока частотой до 60 Гц напряжением до 1000 В и постоянного тока напряжением до 1200 В на нагревание при номинальных токах, стойкость к токам короткого замыкания, электрическую прочность и сопротивление изоляции, а такие испытаний по определению электрических параметров (по ГОСТ 6815-79) шинопроводов и проверке среднего ресурса троллейных токосъемных устройств.

Технические требования к шинопроводам – по ГОСТ 6815-79, ГОСТ 24752-81, ГОСТ 26346-84 и ГОСТ 19263-73. Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их определения – по ГОСТ 18311-80, ГОСТ 27.002-83 и ОСТ 36-115-85.

Стандарт соответствует публикациям МЭК № 439 (1973 г.) и № 439-2 (1975 г.) в части, касающейся испытаний шинопроводов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Испытания шинопроводов всех видов: магистральных, распределительных и троллейных следует проводить на линиях, собранных из элементов шинопроводов конкретных типов по ОСТ 36-115-85 (далее – шинопроводы конкретных типов).

1.2. Методики, средства измерений и испытаний, схемы проведения испытаний, классы точности приборов устанавливаются в стандартах вида технических условий или технических условиях (далее – ТУ) на шинопроводы конкретных типов.

1.3. Испытания следует проводить при нормальных климатических условиях испытаний по ГОСТ 15150-69.

1.4. До испытаний следует контролировать электрическое сопротивление контактных соединений проводников в местах соединения секций и присоединения ответвительных устройств в соответствии с ГОСТ 17441-84. Контроль сопротивления контактных соединений шин с двумя и более проводниками на полюс следует проводить в соответствии с ГОСТ 14694-76 разд. 3.

2. ИСПЫТАНИЕ НА НАГРЕВАНИЕ

2.1. Для испытания шинопровод, состоящий не менее чем из двух соединенных между собой трехметровых секций, должен быть установлен в рабочем положении, указанном в ТУ на шинопровод конкретного типа, на высоте не менее 0,5 м от пола.

Если шинопровод предназначен для эксплуатации в разных рабочих положениях, то он должен испытываться в том положении, при котором его токоведущие части имеют наиболее высокие температуры нагрева.

2.2. Отверстия в оболочке шинопровода, закрытые при эксплуатации, например, на торцах линии, должны быть закрыты. Не допускается делать отверстия, создающие непредусмотренную вентиляцию.

2.3. Испытание должно проводиться от испытательной установки, содержащей источник электрической энергии низкого (до 60 В) напряжения (генератор или трансформатор) и средства измерений.

2.4. Испытание шинопровода переменного тока частотой 50 или 60 Гц следует проводить при указанной частоте или при частоте от 45 до 62 Гц.

Испытание трехфазных шинопроводов на нагревание номинальными токами не более 400 А допускается проводить однофазным током при последовательном соединении всех фаз.

2.5. Размеры и расположение проводников для соединения выводов шинопровода с выводами источника по п. 2.3 и для соединения выводов противоположного конца шинопровода между собой должны соответствовать требованиям разд. 5 ГОСТ 2933-83.

2.6. Для испытания на нагревание номинальным током ответвительное устройство должно быть установлено на секции шинопровода в месте, предназначенном для присоединения. При этом до места установки ответвительного устройства по шинопроводу должен протекать его номинальный ток.

2.7. В каждой фазе шинопровода и ответвительного устройства должны быть подключены средства измерений действующих значений токов (амперметры, трансформаторы тока или шунты).

Для измерения температуры или превышения температуры токоведущих частей шинопровода над температурой окружающего воздуха должны быть подключены термометры или первичные термоэлектрические преобразователи (термопары) и измерительные приборы. Термометры или термопары должны быть установлены в соответствии с требованиями разд. 5 ГОСТ 2933-83 в следующих местах:

на каждой токоведущей части в середине каждой секции;

на каждом контактном соединении шин в местах соединения секций;

на каждом контактном соединении выводов ответвительного устройства с шинами в месте присоединения;

на каждом контактном соединении выводов шинопровода с проводниками для соединений.

2.8. Испытание на нагревание следует проводить при температуре воздуха в помещении от 10 до 40°С.

2.9. Температуру воздуха во время испытания следует измерять термометром с погрешностью не более 1°С.

За температуру окружающего воздуха во время испытания следует принимать среднее арифметическое показаний не менее чем двух термометров, размещенных на расстоянии (1±0,2) м от шинопровода на высоте его установки. Термометры следует защитить от тепловых излучений и посторонних воздушных течений, например, погружением термометра в заполненный трансформаторным маслом сосуд объемом около 200 см3.

2.10. Испытание на нагревание должно проводиться при одновременном, прохождении по шинопроводу и ответвительному устройству номинальных токов до достижения установившейся температуры нагрева токоведущих частей.

Температура считается установившейся, если она изменяется не более чем на ±1°С в 1 ч.

При испытании трехфазным током среднее арифметическое значение тока для трех фаз должно быть не ниже номинального значения тока, установленного в ТУ на шинопровод конкретного типа, а токи в отдельных фазах не должны отличаться от среднего арифметического значения более чем на ±5%.

Допускается для сокращения времени нагревания шинопровода в начале испытания увеличивать ток сверх номинального в 1,3 раза с последующим понижением его до номинального значения. Нагревание повышенным током может продолжаться лишь до тех пор, пока температура нагрева какой-либо из токоведущих частей шинопровода не достигнет наибольшего допустимого значения.

2.11. Контроль заданной величины номинального тока, регистрация показаний термопар и термометров должны проводиться не реже чем через каждые 15 мин.

Для автоматической регистрации показаний хромель-копелевых термопар, градуированных по ГОСТ 3044-84, рекомендуется использовать многоточечный самопишущий прибор, соответствующий требованиям ГОСТ 7164-78, например, потенциометр типа КСП4 с пределами измерений от 0 до 100°С.

2.12. Данными испытаний являются зарегистрированные значения превышения температуры токоведущих частей шинопровода над температурой окружающего воздуха в установившемся тепловом режиме при номинальных токах.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

3.1. Электрические параметры шинопроводов: активное, индуктивное сопротивление фазы, полное сопротивление цепи фаза-нуль, потерю (падение) напряжения на единицу длины линии – следует определять при продолжительном режиме работы шинопровода, т.е. в условиях аналогичных испытаниям на нагревание по п. 2.8 – 2.10.

3.2. В качестве объекта испытаний следует использовать шинопровод длиной не менее 6 м, собранный из прямых секций.

3.3. Для испытания шинопровод должен быть установлен и соединен с источником по п.п. 2.1 – 2.42.6.

3.4. Определение электрических параметров шинопровода переменного тока следует проводить в соответствии с ГОСТ 6815-79.

3.5. Измерение падения напряжения и электрического сопротивления при номинальном токе на участке полюса шинопровода постоянного тока следует проводить в соответствии с ГОСТ 2933-83 разд. 6.

3.6. Сопротивление цепей защитного заземления, например, между выводом нулевого защитного проводника и всеми открытыми металлическими частями оболочки шинопровода, следует контролировать методом амперметра – вольтметра при напряжении постоянного тока не более 12 В и токе 10 А в холодном состоянии, т.е. при температуре шинопровода, равной температуре окружающего воздуха.

4. ИСПЫТАНИЕ НА СТОЙКОСТЬ К ТОКАМ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ

4.1. Для испытания шинопровод длиной не менее 6 м должен быть установлен и закреплен в рабочем положении, указанном в ТУ на шинопровод конкретного типа.

4.2. Испытание должно проводиться от испытательной установки, содержащей источник электрической энергии (генератор), цепь регулируемой нагрузки и средства измерений.

4.3. Для испытания трехфазного шинопровода следует использовать трехфазный генератор переменного тока частотой (50±12,5) Гц. Допускается испытывать шинопроводы постоянного тока переменным током с амплитудным значением превышающим на 20% значение постоянного тока короткого замыкания, установленное в ТУ на шинопровод конкретного типа.

4.4. Проводники для соединения выводов шинопровода с выводами генератора и для соединения выводов противоположного конца шинопровода между собой должны обладать достаточной жесткостью и быть закреплены так, чтобы не создавать при испытании никаких дополнительных электродинамических воздействий на шинопровод.

4.5. Испытательный ток следует определять с помощью осциллографа по ГОСТ 9829-81.

4.6. В цепь между генератором и шинопроводом следует включить регулируемую реактивную нагрузку (реакторы, конденсаторы) с последующим градуировочным осциллографированием тока в испытательной цепи. При градуировке испытательной цепи шинопровод следует заменить временной перемычкой, имеющей пренебрежимо малое полное сопротивление по сравнению с сопротивлением испытательной цепи. Для проведения испытаний временную перемычку следует заменить испытываемым шинопроводом.

4.7. Испытание следует начинать при холодном состоянии испытуемого шинопровода, т.е. при температуре шинопровода равной температуре окружающего воздуха.

4.8. Испытание шинопровода следует проводить однократным пропусканием тока, пиковое (амплитудное в первый полупериод) значение которого равно заданному допустимому амплитудному значению тока короткого замыкания, с последующим спадом до меньшего значения (действующего значения периодической составляющей) и протеканием его в течение заданного времени в соответствии с установленным в ТУ на шинопровод конкретного типа. Регистрацию изменения тока следует проводить осциллографированием с записью на фотопленку.

4.9. При испытании трехфазных шинопроводов переменного тока действующее значение периодической составляющей следует определять как среднее арифметическое значение тока трех фаз. Ток в отдельных фазах не должен отличаться от среднего арифметического значения более чем на ±10%. При этом, хотя бы в одной из фаз, наибольшее пиковое значение тока должно быть не менее заданного допустимого амплитудного значения тока короткого замыкания, но не превышало его более чем на 10%.

4.10. Определение значений токов и времени их протекания в каждой фазе следует проводить по осциллограммам, полученным по п. 4.8. Измерение температуры нагрева токоведущих частей шинопровода следует проводить по методике, указанной в п. 2.7.

5. КОНТРОЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ И СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ

5.1. Контроль электрической прочности и контроль электрического сопротивления изоляции следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 2933-83 разд. 4.

6. ИСПЫТАНИЕ ПО ПРОВЕРКЕ СРЕДНЕГО РЕСУРСА ТРОЛЛЕЙНЫХ ТОКОСЪЕМНЫХ УСТРОЙСТВ

6.1. Для испытания шинопровод, состоящий не менее чем из двух соединенных между собой секций, должен быть установлен в рабочем пояснении, указанном в ТУ на шинопровод конкретного типа.

6.2. Испытание должно проводиться от испытательной установки, содержащей источник электрической энергии на номинальное напряжение шинопровода, цепь регулируемой нагрузки, обеспечивающую прохождение номинального тока токосъемного устройства через скользящие контакты, и средства измерений.

6.3. Испытание следует проводить многократным циклическим возвратно-поступательным перемещением токосъемного устройства вдоль шинопровода при нагрузке скользящих контактов номинальным током при номинальном напряжении, определяя наработку до отказа токосъемного устройства.

При испытании на переменном токе коэффициент мощности цепи нагрузки должен быть равен 0,75 – 0,80.

Скорость движения токосъемного устройства должна соответствовать установленной в ТУ на шинопровод конкретного типа.

6.4. Отказом токосъемного устройства следует считать достижение им предельного состояния по износу щеток (роликов) в соответствии с критериями предельных состояний, установленными в ТУ на шинопровод конкретного типа.

Токосъемное устройство считается выдержавшим испытание, если полученная оценка среднего ресурса щеток (роликов) до замены не меньше значения, установленного в ТУ на шинопровод конкретного типа.

СОДЕРЖАНИЕ

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.