Итоги реформы российской электроэнергетики: в 2011 году Россия станет страной с самой дорогой в мире электроэнергией
1 июля прекращает своё существование одна из крупнейших государственных компаний – РАО ЕЭС России. Естественная монопольная отрасль распадается на ряд более мелких фирм, которые как бы должны сформировать так называемую саморегулирующуюся рыночную среду и развить конкуренцию в сфере производства и поставок электроэнергии. Тем самым завершается реформа российской электроэнергетики, начатая ещё10 лет назад. Попытаемся разобраться, чем обернутся перемены для населения.
Инициаторы реформы, одним из которых стал Анатолий Чубайс, обосновывают её необходимость весьма банально: страна перешла на рыночную экономику, а система электроэнергетики осталось старой советской и не соответствует современным запросам рынка. Мощности изнашиваются, и их явно не хватает, необходимых средств на модернизацию, по их мнению, в бюджете страны нет. И единственный выход находящиеся у власти неолибералы увидели в том, чтобы передать электроэнергетику в частные руки. При этом рыночная конкуренция, по замыслу реформаторов, должна обеспечить низкий рост тарифов. Вопрос только в том, возможно ли вообще конкуренция в этой отрасли?
Вообще существующую систему электроэнергетики можно разделить на три части. Первое – это генерирующие компании, в собственности которых находятся сами электростанции – ГЭС, АЭС, ТЭС и т.д. Они вырабатывают энергию и передают её во вторую часть – сетевые компании, в их собственности находятся электросети и подстанции. И, наконец, третья часть – это сбытовые компании, которые получают энергию от сетевых компаний и продают её потребителям. По замыслу реформаторов конкуренция должна появиться в сфере генерации и сбыта, сети же должны преимущественно остаться государственными. То есть предполагается, что некие инвесторы будут строить новые электростанции, и, конкурируя между собой продавать электричество оптом сбытовым компаниям, а те уже конкурируя между собой потребителям.
Необходимость и эффективность подобной конкуренции, конечно, весьма сомнительна. Очевидно, что технологически выгоднее иметь одну большую надежную государственную электростанцию, чем много мелких частных. Даже во многих современных учебниках экономики, ориентированных на неолиберльную рыночную модель, как правило, обосновывается, что электроэнергетика – это элемент инфраструктуры и вопросы безопасности, управляемости, надежности стоят гораздо выше какой-то там конкуренции. Строительство электростанций должно вестись при строгом соблюдении технологических регламентов, норм и правил безопасности. Весьма сомнительно, что это под силу частным лицам. Более того, логика их экономического поведения скорее всего будет заключаться в поддержании дефицита мощностей для получения сверхприбылей. Частные компании могут отказаться строить станции, на продукцию которых, по их мнению, не будет платежеспособного спроса. Например, уже сейчас новое руководство “Мосэнерго” (собственник – “Газпром”) объявило о существенно сокращении своей инвестпрограммы. В частности, компания отказалась от строительства Петровской ГРЭС мощностью 4 ГВт – 10% обещанного реформаторами!
Вопрос о тарифах
Естественно, что при переходе к рынку должно быть удалено государственное регулирование цен на электроэнергию. Для этого для начала необходимо уравнять цены внутри страны и заграницей. В противном случае частные инвесторы буду гнать энергию за границу, и внутри страны будет наблюдаться дефицит, либо тарифы вырастут настолько резко, что не обойдется без массового недовольства населения.
Что мы видим сейчас. В начале мая 2008 года правительство утвердило новый прогноз роста цен на услуги естественных монополий до 2011 года, повысив темпы роста тарифов на 7-10 процентных пунктов. Электроэнергия по отношению к 2007 году подорожает в 1,8 раза (для населения – в 1,95 раза). Уже сегодня цена на электроэнергию для промышленных потребителей в Москве и Подмосковье, а также Санкт-Петербурге и Ленинградской области колеблется от 1,93 до 3,5 руб. за кВт.ч. (с учетом НДС, расходов на услуги сетевых и энергосбытовых компаний), то есть 8-14 центов за кВт.ч. Средний розничный тариф для промышленности в Шанхае составляет 9,6 центов, в Нью-Йорке – 6,1-7,7 центов за кВт.ч.(Данные Михаила Делягина – директора Института проблем глобализации). То есть цена на электроэнергию в России уже стала выше, чем в странах, которые её импортируют! В 2011 году после удорожания электроэнергии более чем в 1,8 раза Россия станет страной с самой дорогой в мире электроэнергией – до 25 центов за кВт.ч.
Не так давно ход реформы электроэнергетики в России анализировали специалисты известной западной аналитической компании McKinsey. За основу бралась модель подобной реформы в Англии и результаты сравнивались с тем, что есть у нас. В итоге было выделено четыре сценария развития, из которых наиболее вероятным оказался следующий: «Много генерирующих компаний, приближается дефицит энергии: взрывной рост цен до начала падения спроса. Формируется рынок без резервов мощностей с неустойчивыми ценами (Калифорния). Потребитель максимально страдает и от высоких и скачущих цен, и от ненадежности снабжения.»
Еще один фактор роста цен на электроэнергию – запуск рынка мощности, которая как товар отделяется от электроэнергии. На каждой точке присоединения к сетям Федеральной сетевой компании потребители будут участвовать в конкурсе, и победить в нем можно будет, лишь предложив большую цену. Такой порядок к 2011 году намечено распространить не только на вновь вводимые генерирующие мощности и потребителей, но и на тех потребителей, которые привыкли считать выделенные зачастую еще в советский период лимиты мощностей чем-то самим собой разумеющимся.
Теперь за эти мощности придется бороться – без контракта на мощность нельзя будет купить электроэнергию. В этих условиях неизбежны ситуации, когда спекулянты, пользуясь инсайдерской информацией, будут взвинчивать цены и монополизировать доступ к отдельным точкам поставки электроэнергии, заставляя потребителя оплачивать электроэнергию по гораздо более высокой цене. Потенциал завышения цен в результате запуска рынка мощности нельзя оценить даже приблизительно, но неизбежность этого не отрицает даже Минэкономразвития.
На пресс-конференции, посвященной реформе электроэнергетики Михаил Делягин привел такой пример: «В одном из небольших населенных пунктов Истринского района Московской области в ответ на просьбу хозяев строящихся домов выделить электрическую мощность представители Московской объединенной электросетевой компании объявили, что от физических лиц МОЭСК не будет даже принимать заявку на подключение. Владельцы земли были вынуждены объединиться в некоммерческое партнерство, после чего МОЭСК смогла выставлять им тарифы и цены как юридическому лицу (за разработку электропроекта, установку трансформатора, создание местной электросети и т.п.). Итог: за выделение мощности в 9 кВт каждому владельцу участка пришлось заплатить 15 тыс.долл.. При тарифе в Подмосковье для населения в 8,5 центов за кВт.ч это вчетверо повышает расходы на электроэнергию.»
Инвестиции
Изначально основной целью реформы, по словам Чубайса, являлось «недопущение скачкообразного роста цен за счет конкуренции между генерирующими компаниями». Сейчас же концепция сменилась на – «привлечение инвестиций». Откуда же должны были появиться деньги? 5 из 6 тепловых оптовых генерирующих компаний и 15 из 17 территориальных генерирующих компаний проданы «Газпрому» и частным инвесторам на общую сумму – 800 млрд.руб. Здесь стоит отметить, что многие аналитики, работающие в этой сфере, считают, что на самом деле цель реформы заключается в том, чтобы убрать из РАО ЕЭС нерентабельные компании, а прибыльные распределить между людьми, которые сейчас работают в руководстве РАО ЕЭС. Поэтому никаких новых инвестиций со стороны здесь нет. Более того, полученной суммы явно не достаточно, чтобы осуществить заявленные Чубайсом планы. По словам Михаила Делягина, при средней цене 50 млрд. руб. на 1 ГВт мощностей, этих средств хватит всего на 16 ГВт, а надо как минимум еще 13 ГВт (План Чубайса ввести – 29 ГВт). Предлагалось привлечь ресурсы с международных финансовых рынков, но финансовый кризис похоронил эту идею. Можно увеличить тариф за счет инвестиционной составляющей, но он и так запредельный. Можно использовать бюджетные средства, – но тогда зачем была реформа?
Как решить проблему дефицита электроэнергии
По мнению многих аналитиков, существующие проблемы в сфере электроэнергии можно решить без масштабного строительства – за счет модернизации существующих мощностей. По словам Делягина, строительство сегодня ведется из цены 1,5-2 тыс.долл. за кВт мощности, а приобретались компании по цене около 650 долл. за кВт. Модернизация и повышение коэффициента использования установленных мощностей (КУИМ) до уровней, близких к средним по Европе, обойдется в на порядок меньшие суммы, чем новое строительство.
КИУМ в тепловой генерации на станциях с энергоблоками мощностью 150 МВт и выше в среднем – 53%, на крупнейших конденсационных станциях, расположенных вокруг Москвы и С.-Петербурга КУИМ еще ниже (26-46%). Для сравнения, в Тюменском области КИУМ крупнейших станций составляет 82-86% и более.
Вывод КИУМ на уровень станций Тюменской области обеспечивает дополнительные мощности в объеме 5,4ГВт. Увеличение КИУМ на крупнейших станциях с энергоблоками мощностью от 0,15 ГВт до 1,2 ГВт с 53% даже до 65% даст дополнительную выработку электроэнергии в объеме 63 млрд. кВт.ч. в год – половину требуемого.
Модернизация части крупных паросиловых блоков и переход на парагазовый цикл путем надстройки их газотурбинными блоками может обеспечить до 2020 года еще до 27ГВт мощностей (до 2012 г. – 5ГВт). Рост выработки – 135 млрд кВт.ч. до 2020 (27 млрд кВт.ч. до 2012).
Суммарный прирост выработки – 110 млрд. кВт.ч. в год, цена вопроса – около 6 млрд.долл. Это достаточно для спасения и развития российского энергомашиностроительного комплекса.
Второе направление модернизации электроэнергетики – модернизация сетевого хозяйства, искусственно сдерживаемая сейчас для технологической сегментации рынка, выгодной монополистам. Повышение КИУМ атомных и тепловых электростанций невозможен без активного сетевого строительства. Именно развитие сетевой инфраструктуры позволит освободить “запертые” мощности, а так же обеспечить свободу маневра мощностям в условиях пиковых нагрузок.
Выводы
– В результате реформы созданы дополнительные предпосылки для завышения тарифов и дефицита электроэнергии
– Отрасль утрачивает управляемость, а, следовательно, и надежность
– Передача мощностей в частные руки экономически не оправдано
– Альтернативный вариант решения проблемы дефицита мощностей оказывается существенно дешевле ныне реализуемого
ИА «ИКД», Алексей Иванов