Диспетчеризация на аутсорсинге
Колчева А. Пресс-служба Kamstrup
Вопросы создания эффективных систем диспетчеризации тепловых сетей поднимаются сегодня российскими специалистами все чаще. В автоматизации контроля показаний приборов учета заинтересованы как теплосети, так и крупные абоненты с распределенной сетью потребления, а также управляющие компании. Особенно это актуально для организаций с географически протяженной инфраструктурой. Однако разработка и построение разветвленной сети сбора и обработки данных — задача с технической точки зрения непростая, а приобретение готовых решений требует немалых средств, которых часто недостает, особенно в условиях финансового кризиса. Поэтому для многих организаций автоматизация, несмотря на назревшую необходимость, видится в далекой перспективе. Тем не менее есть примеры успешного решения этой задачи.
Найти доступный вариант построения системы диспетчеризации специалистам из Владивостока помогло умение мыслить нестандартно. Идея заключается в создании независимой сети сбора данных на базе предприятия, устанавливающего и эксплуатирующего узлы учета тепловой энергии. Вместо того, чтобы продавать своим клиентам дорогостоящий программно-аппаратный комплекс для личного пользования, здесь им предлагают услугу диспетчеризации как одну из сервисных опций. За разъяснениями о структуре и работе системы пресс-служба Kamstrup обратилась к исполнительному директору ЗАО “ВИРА” Юрзину Богданову.
С 1994г. ЗАО “ВИРА” специализируется на разработке систем мониторинга, коммерческого и технологического учета и регулирования тепловой энергии, а также воды, пара, газа, пищевых и нефтепродуктов. Компания стала пионером по внедрению беспроводных технологий в сфере коммерческого учета теп-лоэнергоресурсов в Приморском крае. Сегодня основными направлениями ее деятельности являются проектирование, монтаж и последующая эксплуатация узлов коммерческого учета тепловой энергии для организаций Приморского края.
Юрзин Юрьевич, какими особенностями обладает используемая компанией система сбора и обработки данных, на основе каких решений она построена и как работает?
Информационно-аналитическая система “СКУТЕР” — это наша разработка, осуществленная совместно с Дальневосточным отделением РАН. Ее промышленная версия была готова в 2006 г. Ключевая особенность системы заключается в уникальных возможностях анализа ретроспективной информации, доступных всем нашим клиентам.
Если говорить о технике, то основу комплекса составляет универсальная программная платформа, которая содержит базу данных и полный набор средств для их систематизации и обработки. В базу с приборов учета поступают результаты измерений параметров теплоносителя. В дальнейшем эти данные используются для контроля работы тепловых систем и узлов учета, формирования аналитических и фискальных отчетов, построения необходимых графиков и диаграмм. Осуществляется это с помощью независимых программных модулей, которые могут добавляться к системе по мере необходимости. Таким образом, используемая платформа является модульной и расширяемой. Система работает по технологии “кли-ент-сервер”1. К единой базе данных клиентские приложения получают доступ по локальной сети, реализованной на базе протоколов TCP/IP^ с использованием стандартных средств обмена данными ОС Windows. Мониторинг узлов учета осуществляется с помощью SCADA-системьг Trace Mode б2.
А что находится с другой стороны? Какие приборы учета вы устанавливаете своим заказчикам?
Мы работаем только с надежным, проверенным оборудованием. Чтобы построить эффективную систему диспетчеризации, нужны отказоустойчивые приборы учета с высоким классом точности. Кроме того, гораздо удобнее использовать современные решения, которые позволяют снимать данные различными способами. Поэтому мы советуем своим клиентам приобретать качественное оборудование. Надо сказать, что это приносит определенные плоды. Так, сегодня в составе системы работают приборы MULTICAL®. Вообще следует отметить, что благодаря своим качественным характеристикам теплосчетчики производства Kamstrup получили в Приморском крае широкое распространение: по нашим оценкам, около 1500 узлов учета в регионе построены на их базе.
Какие каналы передачи информации использует система?
Теоретически они могут быть самыми разными: начиная с ручного сбора данных на ноутбук абонента и заканчивая дистанционным автоматическим опросом через GSM, GPRS или Ethernet-канал. На практике мы применяем в основном GSM-связь. Это никоим образом не связано с какими-либо особенностями работы системы. Дело в том, что рельеф местности у нас очень непростой, в основном сопки, поэтому сбор данных другими способами затруднен вследствие географических особенностей региона.
А как ваши клиенты рассредоточены по региону и насколько они удалены от центра сбора информации?
Думаю, до 500 километров, возможно, и больше. Рассредоточены произвольным образом: с точки зрения административного деления это 10-12 районов, примерно половина Приморского края. Я имею в виду тех, кто подключен к системе, а так мы работаем на всей территории края.
Система охватывает различные объекты, которые мы обслуживаем: школы, больницы, детские сады, жилые дома, торговые комплексы, спортивные сооружения, котельные. Подключение к системе не подразумевает никакой иерархии. А вот на программном уровне возможно любое подразделение. База данных позволяет делать выборку по самым разным признакам: по источнику, ответственному специалисту, территориальному положению, ведомствам и т. д.
Вы сказали, что обслуживаете узлы учета, установленные в котельных. Речь идет об отопительных системах каких-то предприятий?
Нет, это несколько котельных КГУП “Прим-теплоэнерго”. Они расположены в разных городах, а перед головной организацией во Владивостоке должны отчитываться ежедневно. Поэтому им удобнее всего получать данные по каналу прямого доступа.
То есть фактически вы можете оказывать предприятиям (в том числе и теплосетям) услуги диспетчеризации на условиях аутсорсинга? Каковы ресурсы системы?
В принципе, можем. Сегодня к системе подключено примерно 250 абонентов, но разрабатывали ее с расчетом совсем на иные мощности. Мы способны одновременно обслуживать несколько тысяч узлов учета, расположенных на значительном удалении. Теоретически это число можно увеличить и до десятков тысяч, однако сегодня в регионе нет такого количества теплосчетчиков.
Каким образом осуществляется сбор данных? Случаются ли сбои в работе системы?
Данные с приборов поступают в базу автоматически. Компьютеры ежедневно по заданной программе опрашивают приборы учета по GSM-каналу. Обычно это происходит ночью. Если где-то связь прерывается, то попытки дозвона повторяются несколько раз. Утром диспетчер видит, какие приборы не вышли на связь. Однако это еще не повод для тревоги. Здесь могут быть самые разные причины, в том числе погодные условия. Если же такая ситуация возникает и на следующий день, то диспетчер пытается днем установить связь. После двух – трех неудачных попыток мы связываемся с потребителем по телефону Иногда оказывается, что на объекте просто отсутствует электричество.
А как абонент может получить доступ к данным? Используете ли вы их сами и с какой целью?
Конечно, используем, ведь это наша работа. Мы контролируем работу приборов учета для анализа и выявления проблемных объектов, следим, чтобы не было превышения расхода, аварий и др. Кроме того, мы формируем ежемесячные отчеты, которые направляем и клиенту, и его поставщику тепловой энергии. То есть для них все происходит автоматически, точно так же, как и в теплосетях с собственной системой диспетчеризации. Таким образом, пока все хорошо, наша работа невидима.
Если клиента интересуют детали, как, например, в случае с ведомственными группами объектов, то мы каждый месяц направляем ему подробный отчет с таблицами, графиками и диаграммами, где представлены все результаты, в том числе и экономические.
Клиенты и сами могут получить доступ ко всем данным, причем в любой удобный момент. С этого отопительного сезона мы начали предоставлять всем абонентам услугу удаленного доступа к информации через наш сайт (www.infovira.ru). Войдя под своим именем, абонент может посмотреть, например, графики теплопотребления за интересующий его период, сводные таблицы, получить техническую информацию об объектах, а также сформировать отчет для теплоснабжающей организации.
Юрзин Юрьевич, учитывая существующую экономическую ситуацию, ответьте на два последних вопроса: рентабельны ли сегодня для потребителей сложные технические решения? Что дает компании использование системы?
Что касается потребителей, то здесь все очень просто. Если у них не будет возможности своевременно предоставлять отчет тепловой компании, то счета им будут выставлять по нормативу. Разница может составить значительную сумму, причем не в пользу потребителя. Нужно отметить, что сейчас это хорошо понимают и в частных компаниях, и в государственных учреждениях. Например, в этом году мы получили заказ от большой государственной структуры на монтаж узлов учета
на 15 объектах. Свой выбор заказчик остановил на приборах MULTICAL 601, а это означает, что энергосберегающие мероприятия проводятся не “для галочки”. Стоимость же информационного обслуживания, по нашим подсчетам, составляет в среднем не более 5 % от той экономии, которую приносит абоненту установка теплосчетчика.
Благодаря использованию системы диспетчеризации мы сами экономим время, человеческие и технические ресурсы, а это все — живые деньги. Кроме того, сейчас мы располагаем возможностями, которых раньше не имели. Зимой в непогоду добраться до многих удаленных объектов можно в лучшем случае 1 раз в месяц, поэтому ни о каком оперативном мониторинге не могло быть и речи.
Реализованное владивостокскими специалистами решение представляется сегодня не только интересным, но по-настоящему революционным для российского теплоснабжения с точки зрения экономической и организационной целесообразности. Действительно, для многих предприятий, теплоснабжающих компаний и муниципальных образований это единственная возможность получить в свое распоряжение эффективную систему учета тепла без значительных дополнительных затрат. Поэтому хочется надеяться, что полезная инициатива получит достойную поддержку, а новый опыт найдет применение и в других регионах страны.
1 Клиент-сервер сетевая архитектура, в которой устройства являются либо клиентами, либо серверами. Клиент — это машина, осуществляющая запрос (например, ПК), сервер — машина, которая обрабатывает этот запрос, производит необходимые вычисления, формирует ответ и отправляет его клиенту. Оба термина (клиент и сервер) могут применяться как для физических устройств, так и для программного обеспечения.
2 Trace Mode — это SCADA-система широкого назначения для разработки крупных распределенных автоматизированных систем управления технологическими процессами. Trace
Mode создана в 1992 г. фирмой “AdAstra Research Group, Ltd” (Россия) и в настоящее время имеет более 15 000 инсталляций. Системы, разработанные на базе Trace Mode, широко применяются в энергетике и коммунальном хозяйстве России.